Для пятиклассника, пришедшего в гимназию 1 сентября, все оказывается новым. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — одна из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - это сложный и ответственный период. С педагогической точки зрения состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью. С психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- различием требований учителей-предметников;
- изменением стиля общения преподавателей с детьми.
Возникает необходимость в адаптации, т.е. в привыкании к новым условиям, которые нам диктует жизнь. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит. Успешность адаптации зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаками возникших трудностей адаптации могут быть:
- усталый, утомленный вид ребенка;
- его нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес гимназии, учителя, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные с гимназией;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
Советы родителям
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или педагогом-психологом (каб. 207).
- Обязательно проявляйте интерес к гимназии, классу, в котором учится ребёнок.
- Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
- Обязательно познакомьтесь с одноклассниками и предоставляйте им возможность общаться.
- Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрений и наказаний.
- Предоставляйте ребёнку самостоятельность при выполнении домашнего задания, помогите, если это необходимо, но не делайте домашнее задание за него.
- Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в гимназии.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме, когда в гимназической жизни происходят изменения.
- Развивайте самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребёнка.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации в средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое здоровье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий