понедельник, 8 ноября 2021 г.

Как я могу помочь своему ребенку достичь высоких результатов обучения по международным критериям PISA

 Памятка для родителей 

«Как я могу помочь своему ребенку достичь высоких результатов обучения по международным критериям PISA» или 

«Как организовать образовательную среду дома?» 

   В 2018 году почти 6 тысяч 15-летних учащихся белорусских школ, лицеев, гимназий, учреждений среднего специального и профессионально-технического образования впервые приняли участие в международном тестировании PISA (Programme for International Student Assessment), направленном на оценку образовательных достижений и умений применять знания на практике
   Мониторинг качества образования проводился по трем направлениям: 
  • читательская грамотность, 
  • математическая грамотность, 
  • естественнонаучная грамотность. 
   Следует отметить, что международный тест PISA не замеряет академические знания обучающихся – содержание школьных курсов, которые освоил 15-летний школьник. Уникальность инструментария международного тестирования PISA в том, что оно оценивает те умения, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Под читательской грамотностью подразумевается не техника чтения и буквальное понимание текста, а способность учащихся к осмыслению письменных текстов и использованию их содержания для достижения собственных целей. Математическая грамотность предполагает способность человека определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику для решения творческих и практических задач. Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, а также для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. 

   В тестировании 2018 года приняли участие подростки 79 стран мира, и белорусские учащиеся показали неплохие результаты по трем видам грамотности (35-е место в мировом рейтинге (474 балла) по читательской грамотности, 38-е (472 балла) – по математической грамотности, 37-е (471 балл) – по естественнонаучной грамотности). Однако задачи международного тестирования PISA состоят не только в определении уровня каждого вида грамотности учащихся разных стран, но и в анализе условий обучения и особенностей школьной и внешкольной образовательной среды, влияющих на образовательные результаты в данной стране. С этой целью 91 участникам тестирования предлагалось заполнить анкету, содержащую более 200 вопросов о своих биографических данных, семье, школе (учреждении образования), своих планах о получении дальнейшего образования, уровне доходов семьи, уровне образования родителей, доступе учащихся к информационным ресурсам и др. Благодаря обработке анкетных данных белорусских учащихся были выявлены условия образовательной среды, которые влияют на результаты обучения и во многом зависят от родителей
  1.  Стимулирующая образовательная среда дома. 
  2.  Эмоциональная поддержка ребенка в семье. 
  3.  Воспитание у ребенка установки на саморазвитие. 
  4.  Приобщение ребенка к опыту решения практических бытовых задач.
    Рассмотрим каждое из условий подробнее. 

   1. Стимулирующая образовательная среда дома. 
   В ходе исследования было обнаружено, что домашняя обстановка, в которой пребывает ребенок в его внешкольное время, во многом определяет успешность его учения. При обработке анкетных данных учащихся Республики Беларусь установлено, что наличие у ребенка дома постоянного рабочего места (собственного письменного стола) для учебы повышает результат его тестирования PISA на 105-90 баллов; наличие компьютера (ноутбука) – на 65-53 балла; наличие дополнительных учебных пособий, познавательной и справочной литературы по учебным предметам – на 58-50 баллов; домашней библиотеки (с художественными и научно-популярными изданиями) – более чем на 30 баллов. 
   Была также установлена прямая связь между результатами тестирования учащегося и сформированным у него интересом к чтению, интеллектуальным видам деятельности, занятиям музыкой. 
   В связи с этим мы рекомендуем родителям обеспечить ребенку постоянное рабочее место для учебной деятельности и создать в домашних условиях такую среду, которая активизирует познавательный интерес ребенка к различным областям знания и побуждает его к чтению и познанию нового (интересные художественные и познавательные книги, энциклопедии, учебные видеофильмы и диафильмы, головоломки и настольные обучающие игры и др.) 
   Следует обратить внимание на тот факт, что для обеспечения высокого результата обучения важен не столько приобретенный для ребенка компьютер, сколько доступ к обучающему программному обеспечению (развивающие образовательные платформы, компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы по разным предметным областям и 92 т.п.) Исходя из анализа данных анкет белорусских участников, 30% учащихся отметили, что хотя у них дома есть персональный компьютер или ноутбук, им не хватает обучающих программ, которыми можно было бы пользоваться во время учебы. 
   
2. Эмоциональная поддержка ребенка в семье. 
   В ходе исследования было выявлено, что наиболее высокие результаты тестирования демонстрируют те учащиеся, которые в своих анкетах отметили свою тесную эмоциональную связь с родителями и наличие постоянной поддержки со стороны последних. Поэтому мы рекомендуем родителям проявлять искренний интерес к достижениям и учебе ребенка, любым результатам его умственного труда и возникающим проблемам и давать ребенку совет в сложных ситуациях, в то же время предоставляя ему возможность решать самому и прогнозировать последствия своих решений. Большое значение здесь имеет умение родителя обеспечить содержательный отклик на выполненные ребенком домашние задания и другие виды деятельности («Ты смог сформулировать точный вопрос», «Мне понравилась твоя метафора в сочинении» и т.п.) – ребенок вправе ожидать качественную оценку продуктов его учебной и творческой деятельности. 
   Даже в том случае, если ребенок хорошо учится и постоянно демонстрирует высокие результаты обучения, это не означает, что ему не нужна родительская поддержка. Как показали результаты обработки ряда анкет, более высокие результаты тестирования проявили те учащиеся, которым эмоционально не комфортно в школе и которые не ощущают себя полноценным членом ученического коллектива. Иными словами, по мнению исследователей, талантливые учащиеся имеют больший риск, чем средние и слабоуспевающие, оказаться в социальной изоляции и стать изгоем – именно они отмечали в своих анкетах: «Я не ощущаю своей привязанности к школе» и «Я чувствую, что не нравлюсь другим ученикам». Поэтому таким детям особенно остро нужна родительская поддержка, помощь и совет в установлении межличностных отношений со сверстниками. Оставшись наедине со своей проблемой, такой ученик может оказаться подвержен продолжительному стрессу. Другая опасность такой ситуации состоит в том, что в своем стремлении сохранить свой статус в нездоровом ученическом коллективе талантливый и мотивированный к учебной деятельности ученик будет игнорировать возможности образования и нарочно учиться хуже своих возможностей.
    Родителям также следует помнить о феномене травли (или буллинга) и быть готовым оказать своевременную помощь ребенку. По результатам анкетирования, которое проводилось в рамках PISA, 18.5% белорусских 93 подростков становятся жертвами того или иного вида травли, которая существенно ухудшает результаты обучения. Долгое время бытовало ошибочное мнение, что травле подвергаются в основном слабоуспевающие ученики. Однако исследование PISA показало, что жертвами таких видов травли как подтрунивание, распространение неприятных сплетен, умышленное игнорирование коллективом становятся хорошо успевающие учащиеся с высокими учебными достижениями (по статистике 10% учащихся подвергались таким видам травли как минимум раз в неделю). 
   В предупреждении проблемы школьной травли большую роль могут сыграть родители, вовремя выявив эту проблему и установив связь со школой для ее решения. Мы рекомендуем родителям наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно беседовать с ним о возникающих у него проблемах и терпеливо его выслушивать, воздерживаясь от критики. Дети, как правило, не всегда понимают, где начинается травля и как понять, что кто-то перешел границы допустимого. Беседа родителя с ребенком, построенная на взаимном доверии, помогает прояснить природу конфликтных отношений ребенка со сверстниками, предупредить новые стрессовые ситуации, в которых он может оказаться, научить его выстраивать границы с другими людьми. 

   3. Воспитание у ребенка установки на саморазвитие. 
   Как показали результаты исследования, результат тестирования был значительно выше в том случае, если у учащегося была сформирована установка на саморазвитие. В Республике Беларусь средняя прибавка в баллах за читательскую грамотность у учащихся, не согласившихся с утверждением, что «Уровень своего интеллекта сильно не изменишь» (т.е. обладающих установкой на саморазвитие) составила 35 баллов, что соотносимо примерно с 1 годом обучения. Данный фактор называется «трамплином в новый социально-экономический квартиль», позволяющий учащимся из менее благополучных и обеспеченных семей достичь образовательных результатов, сравнимых с результатами обучающихся с социально-экономическим преимуществом. Убежденность учащегося в том, что ум зависит от целенаправленной работы над собой и длительного обучения, существенно повышает мотивацию к учению и качество его учебной деятельности. Но в Беларуси, как показали результаты обработки анкетных данных, только 54.7% учащихся-участников тестирования подтвердили наличие установки на саморазвитие (и не согласились с утверждением, что «Уровень своего интеллекта сильно не изменишь»). 
   Ведущую роль в формировании у ребенка установки на саморазвитие играет семейная среда. Например, было выявлено в многочисленных 94 исследованиях, что ребенок проявляет больше усердия и готов работать над собой в том случае, когда родители рассказывают ему о своих достижениях в профессиональной сфере и прошлом опыте учебной деятельности, подчеркивая роль труда и усилий, старательности и упорства, которые позволили достичь таких результатов, на своем личном опыте демонстрируют связь между успехом в определенной деятельности и потраченным на эту деятельность времени, работой над собственными ошибками. Поэтому родителям важно убеждать ребенка, что ум и талант не являются чем-то неизменным и зависит от отношения к учебе и затраченных усилий, а основной смысл учебной деятельности состоит не только в формировании багажа знаний, но, прежде всего, в развитии основных качеств ума и воли, составляющих основу трудоспособности человека в будущем. 
   Иногда ребенку трудно увидеть собственный рост в каком-то дели и явный результат от затраченных усилий. Поэтому мы рекомендуем родителям организовывать с ребенком беседы на тему его развития, стимулировать ребенка к самоанализу результатов своей учебной деятельности за продолжительный период («Чему ты научился за четверть, за учебный год?», «Что у тебя стало получаться лучше?», «В какой области у тебя произошел самый большой прогресс, почему он произошел?» и т.п.) 
   Формирование у ребенка установки на саморазвитие также зависит от того, за что и как хвалят ребенка родители. Похвала за способности («Какой ты у меня умный, талантливый» и т.п.), закладывает у ребенка ошибочное представление, что любая способность к какому-либо роду деятельности, в том числе успехи по учебному предмету, изначально раз и навсегда заданы природой и не изменяются. При частом использовании такой похвалы дети будут бояться рисковать и пробовать выполнять задания повышенного уровня сложности, потому что они будут воспринимать любую неудачу как потерю веры в себя и свои способности, как угрозу падения завоеванного имиджа «способного и талантливого». Так, при анализе анкетных данных было выявлено, что 53% белорусских участников тестирования в случае каждой неудачи в какой-либо деятельности начинают сомневаться в том, есть ли вообще у них к этому способности. Полученные данные свидетельствуют о сформированном у большинства подростков искаженном представлении об уме и способностях как данности и отсутствии установки на их целенаправленное развитие.
   Похвала ребенка за усилия и старания, напротив, снижает у него страх неудачи и боязнь упасть в чужих глазах, побуждает его пробовать свои силы в новом деле. Поэтому мы рекомендуем хвалить ребенка за любое проявление сосредоточенности и усердия, за найденный им новый подход 95 или удачное самостоятельно принятое решение, новую образовательную стратегию или способ освоения учебного материала.
   Родителям также важно хвалить ребенка за каждое удачно завершенное им дело. Как показали результаты исследования PISA, подростки, которые способны испытывать гордость за качественно выполненную работу, имеют более высокий балл тестирования, чем те, которые данного чувства не испытывают (последние составляют 27% от общего количества белорусских респондентов). 

4. Приобщение ребенка к опыту решения практических и бытовых задач. 
   Поскольку международное тестирование PISA не замеряет академические знания обучающихся, а определяет уровень умений и навыков обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях, некоторое преимущество в прохождении теста получили те участники тестирования, которые уже имеют опыт применения академических знаний в решении практических задач, в том числе задач, которые им приходится решать в домашней обстановке. Поэтому мы рекомендуем родителям поручать ребенку несложные семейные дела, значимы для всей семьи, где требуется ответственность и необходимость планирования своих действий. Например, ребенку можно поручить рассчитать семейный бюджет на ближайший месяц, подобрать туристическую путевку для семейного отдыха на основе соотнесения цены и качества предлагаемых туристических услуг и рассчитать общую стоимость затрат, подобрать схему рассадки саженцев, изготовить макет какого-то объекта и т.д. 
   Каждый родитель может также поделиться с своим ребенком опытом решения практических задач в своей профессиональной сфере деятельности, требующих умений обобщать, перерабатывать информацию, планировать, принимать решения в ситуации выбора. Как показывают результаты исследований, такая профессионально-специфическая информация, полученная из уст родителя, представляет для ребенка высокий интерес, укрепляет доверительные отношения с родителем и побуждает ребенка к организации самостоятельной деятельности, экспериментированию, творческому поиску и нахождению собственных решений. 
   Приобщению ребенка к решению практических задач и применению академических знаний на практике также будет способствовать совместное обсуждение родителей и детей текстовой информации и ее критическое осмысление (буклетах, каталогах, новостях, телепередачах, средствах массовой информации и 96 т.д.), представленной в различных форматах (в том числе в виде схем, графиков, диаграмм). 
   Мы также рекомендуем родителям стимулировать и поощрять участие детей в различных конкурсах исследовательских проектов и других образовательных мероприятиях, в которых требуется применять творческое мышление, объединять знания и умения, полученные из разных учебных предметов, находить новый способ решения определенной проблемы.

Источник: PISA-2018 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://adu.by/images/2021/05/Kn1-PISA-2018-obshchee.pdf. – 
Дата доступа: 08.11.2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий