Гармоничное развитие ребенка, его личности возможно при сохранении психологического здоровья. Детские эмоции должны быть благополучными. Желательно, чтобы их было как можно больше для того, чтобы происходило позитивное познание и восприятие окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. По поведению и самочувствию детей, можно судить о психологическом благополучии и неблагополучии. Ряд поведенческих и соматических проявлений могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления можно считать «сигналами аварии» в психологическом здоровье учащихся?
На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:
- Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.
- Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.
- Нарушение сна - трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
- Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
- Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
- Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи (энурез), нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц - звуки типа «Кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.
Такие нарушения могут не осознаваться и не замечаться детьми, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.
Все указанные признаки неблагополучия могут усиливаться или проявляться в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся острая или длительная психотравмирующая ситуация, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых. В такие, порой очень непростые периоды своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для детского восприятия. В некоторых моментах целесообразно перестроить свое эмоциональное взаимодействие со своим ребенком, вспомнить, может быть, переживания своего детства для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к окружающему миру и сложным ситуациям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий