понедельник, 6 ноября 2023 г.

Синдром выученной беспомощности

   Выученная беспомощность – хроническое состояние, когда человек не верит в свои силы и способность изменить ситуацию. Он считает себя «неудачником» пожизненно.
  Профилактика синдрома выученной беспомощности у подростков заключается в создании взрослыми атмосферы принятия, психологической безопасности и разумной требовательности. Чрезвычайно важно научить подрастающего человека нести ответственность за свои поступки, прилагать волевые усилия при выполнении деятельности и с оптимизмом подходить к решению сложных задач.
Причины формирования выученной беспомощности
   Человек – это разумное существо, способное к познанию и мышлению. Мы можем целенаправленно учиться и запоминать нужные вещи, и это принципиально отличает нас от остальных животных. Однако процесс приобретения знаний и навыков основывается на весьма примитивном принципе. Если мы испытываем удовлетворение от определённого действия, то впредь нам хочется его повторять. И наоборот, если мы остаёмся недовольными, впредь нам не хочется повторять это действие.
   К примеру, школьник хорошо справляется с домашней работой и получает десятку, за что его хвалят и как-то поощряют родители. В следующий раз он будет выполнять домашнее задание с удовольствием, стараясь снова получить десятку. Другой школьник тоже старался, но решил задачу неправильно. В итоге ему поставили пятерку, и родители его не похвалили или даже наказали. В следующий раз он заведомо будет настроен на то, что у него ничего не получится и его не похвалят.
   Дети учатся очень быстро, поэтому и приобретённая беспомощность у них может сформироваться даже после одной неудачи (особенно если рядом есть сверстники, у которых всё хорошо получается). У взрослых этот процесс происходит медленнее.
   Выученная беспомощность формируется в том случае, когда человек осознаёт, что результат не зависит от его стараний. В приведённом выше примере важным нюансом является то, что ребёнок очень старался, но не смог сделать домашнее задание. Возможно, учитель просто плохо объяснил материал. Но ребёнок взвалил всю вину за неудачу на себя (и взрослые ему в этом, конечно же, помогли). Поэтому в следующий раз он уже не надеется на успех и не пытается его достичь.

Как преодолеть состояние выученной беспомощности
  Чтобы работать эффективно, нам необходима мотивация. Поэтому простого осознания того, что добиться успеха нам мешает приобретённая беспомощность, обычно недостаточно. И всё же для того, чтобы преодолеть это состояние, очень важно осознать его наличие.
  • Формируем жизнестойкость
Ключевую роль в преодолении выученной беспомощности играет формирование жизнестойкости (это система представлений человека о себе, о мире, об отношениях с миром, определяющая его способность противостоять проблемам и негативным состояниям). Известный российский психолог профессор Д. А. Леонтьев отмечает, что жизнестойкость включает в себя три компонента, которые дополняют и усиливают друг друга.
  • Вовлеченность в происходящее. 
Она дает человеку максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для себя, позволяет получить удовольствие от собственной деятельности. Вовлекаясь в выполнение определенных действий, подросток смещает фокус внимания с возможной неудачи на то, что происходит здесь и сейчас.
  • Контроль. 
Даже в тех условиях, когда невозможно контролировать глобальное, всегда можно найти что-то, что человек в силах взять в свои руки. Подросток может контролировать свои мысли, переключаясь с негативных на нейтральные или позитивные, может контролировать простейшие действия, выполняя определенную работу. Ситуация контроля формирует в человеке убежденность в том, что он может повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
  • Принятие риска. 
Убежденность человека в том, что все с ним происходящее способствует его развитию благодаря знаниям, извлекаемым из опыта (неважно, позитивного или негативного), побуждает его действовать наудачу в надежде на счастливый исход. Если подросток рассматривает жизнь как способ приобретения необходимого опыта, то он будет готов проявлять активность и в отсутствие надежных гарантий успеха. Школьники же, которые действовать в таких условиях не решаются, оказываются более уязвимыми перед теми или иными проблемами, чем их сверстники, готовые идти на риск, принимая неопределенность.
   
   ✏️Особое значение для подростка имеет демонстрация взрослыми членами семьи поисковой активности, т. е. деятельности, направленной на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих обстоятельств. Родителям следует постоянно демонстрировать детям оптимистичный взгляд на мир. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий