суббота, 18 ноября 2023 г.

Детская застенчивость: как её преодолеть?

  Стеснение – это своего рода наша защита в непонятных ситуациях. Например, при общении с незнакомыми людьми, пока мы краснеем и смущаемся, мозг оценивает, насколько безопасна обстановка. Первые признаки смущения можно заметить за ребенком с пяти месяцев, когда улыбчивый малыш вдруг начинает прятать личико и отворачиваться от незнакомых людей.
  Следующий период, когда дети начинают стесняться, наступает примерно в два с половиной года. Как раз в этот период идет активное созревание нервной системы и это является нормой.
  Однако по мере взросления застенчивость становится для человека скорее помехой, нежели благом. Она мешает ребенку нормально учиться, отвечать у доски, заводить друзей, выражать свое мнение и в целом добиваться чего-либо в жизни. Потому что основой всего в современном мире являются навыки коммуникации.
Причины застенчивости
   Психолог Филипп Зимбардо в книге «Застенчивый ребенок» рассуждает над причинами робкого поведения. Мы выделили 3 основных:
1. Прессинг родителей, когда у ребенка что-то не получается
   Условный родитель привел малыша на занятия в детскую академию танца. На открытом уроке у ребенка не все получается, но он старается, возможно, чересчур привлекает к себе внимание. Столько усилий ради похвалы родных людей. Но вместо этого слышит: «Стой, не позорься! Ну что ты опять…» После такой поддержки ребенок замкнется в себе и обзаведется кучей комплексов в придачу.
   Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей, приводит пример: когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» он не понимает, что делать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.
2. Взрослые не научили, как завести беседу
    Скорее всего, вы уже все делаете правильно, например, когда просите ребенка, сказать «тете» в магазине «Спасибо» или тренеру после занятия «До свидания». Так вы не только учите малыша нормам приличия, но и социализируете его, знакомите с правилами общения.
3. Ежовые рукавицы и спартанская дисциплина
  Чтобы раскрепощаться, ребенок должен чувствовать свободу действия, самостоятельно принимать решения и набивать шишки. Без свободы голоса побороть застенчивость невозможно.
  Бытует мнение, что застенчивость генетически предопределена. И действительно, у застенчивых родителей вырастают застенчивые дети. Но всё же здесь играют роль не гены, а сами родители-их личности, поведение, воспитание. Таким образом, застенчивость берёт своё начало из детства. Следовательно, родителям под силу воспитать открытого, общительного, уверенного в себе человека.

  Профессор Ф. Зимбардо, занимающийся исследованием вопроса застенчивости, называет следующие правила такого воспитания:
☀️родители сами должны быть ПРИМЕРОМ желаемого поведения у ребёнка. И это первый и самый сложный пункт, так как придётся заняться собой;
☀️АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ - разумный и конструктивный стиль управления деятельностью ребёнка, не обделённый нежностью и вниманием. Авторитетный стиль находится между двух крайних точках: либеральным стилем («Можно всё!») и авторитарным стилем (строгий контроль и жёсткие правила);
☀️ПРИКОСНОВЕНИЯ - объятия, ласки, поглаживания. Всё это необходимо детям для формирования чувства безопасности;
☀️РАЗГОВОРЫ с ребёнком крайне важны для него еще до того, как малыш научится говорить. В дальнейшем позволяйте детям свободно говорить о том, что им нравится, что нет; выражать свои чувства и мысли. Вовлекайте ребёнка в разговоры, но не заставляйте участвовать в них.
☀️БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ. Ребенок должен знать, что ваша любовь к нему неизменна и не от чего не зависит, она безусловна. Ругая ребенка, высказывайте критику в сторону его поступка, а не его самого как личности;
☀️позволяйте ребёнку БЫТЬ РЕБЁНКОМ. Не ждите от него взрослого поведения;
☀️относитесь к ребенку как к отдельно взятой ЛИЧНОСТИ, а не как к своему продолжению и не как к собственности;
☀️научите ребёнка ТОЛЕРАНТНОСТИ: не судите других в его присутствии, не делите людей по оценочным категориям. Иначе у него может закрепится убеждение, что весь мир выступает в роли судилища, где в любой момент один может обвинить другого. В результате может сформироваться страх перед осуждениями со стороны других людей;
☀️НЕ ВЕШАЙТЕ ЯРЛЫКИ («глупый», «ленивый» и пр.)! Ярлыки - прямой удар по самооценке, которая в свою очередь имеет тесную связь с застенчивостью;
☀️ДОВЕРИЕ. Научите ребёнка доверять окружающим: создайте близкие доверительные отношения с ребенком в семье. Дети доверяют другому, если чувствуют доверие в свой адрес.
☀️уделяйте детям достаточно ВНИМАНИЯ. Тема внимания детям заслуживает отдельного рассмотрения, здесь скажу два ключевых момента:
   ☝️ребёнок всегда добьётся вашего внимания, даже если для этого ему придётся спровоцировать вас на негативные эмоции - это же тоже внимание;
   ☝️родители, целый день проводящие на работе, помните - важно не количество, а качество проведённого с ребёнком времени❣️

Упражнения, которые помогут преодолеть эти затруднения
1. Раскрепощающие игры для детей. Развитие мимики жестов.
  • «Угадай эмоцию» (для детей 4 – 10 лет).
  Застенчивый ребенок, как правило, стесняется своего лица, поэтому главная задача – замотивировать ребенка, подавая собственный пример. Сначала играйте вдвоем, затем можно привлекать других участников игры. И начинать следует с угадывания простых эмоций: радость, удивление, грусть, гнев. В дальнейшем можно предлагать не только эмоции, но и давать возможность разыгрывать сценки.
  • «Изобрази животное» (для детей 4 – 10 лет).
  Учитывая особенности застенчивых детей, при проведении данного упражнения, необходимо создавать непринужденную веселую атмосферу и предлагать не сложные задания, выбирая животных с яркими отличительными чертами.
  • «Разговор с глухой бабушкой». Суть игры заключается в том, что бабушка задает внуку вопросы, который, в свою очередь, жестами и мимикой пытается ей ответить. Приведем пример:
Бабушка: «Озорник, ты где был?»
Внук жестами показывает, что играл в футбол.
Бабушка: «Как твое настроение?»
Внук показывает большой палец вверх, дав понять, что настроение отличное.
Бабушка: «Ты хромаешь, ты упал?»
Внук показывает разбитую коленку, хнычет.
  Необходимо помнить, что чем больше игру сопровождает юмор и смех, тем больше ребенок раскрепощается и сможет проявить себя, справившись с неловкостью.

2. Упражнения на развитие выразительности речи.
   Голос застенчивого ребенка достаточно тихий, робкий, слабый, эмоционально мало окрашен. Поэтому крайне важно помочь ребенку сделать речь более громкой, выразительной и обогащенной различными интонациями.
  • «Кто больше?» (для детей 6 – 10 лет).
   Необходимо произнести какое-либо слово или предложение с разными интонациями. Например, слово «привет» произнести с радостью, испуганно, восторженно, обижено.• Всем известная игра «Фанты». Главная задача – придумать веселые задания и при выполнении каждого из них, застенчивого ребенка необходимо подбадривать, помогать, вселять уверенность в него.

3. Упражнения на преодоление застенчивости перед взрослыми.
  К этой категории упражнений относятся эмоционально развивающие игры в семейной обстановке. Важно иметь возможность привлечь других взрослых людей.
  • «Рисуем фигуру» (для детей 6 – 12 лет).
  Необходимо разбиться на пары ребенок – взрослый, договориться о том, что они будут изображать (желательно выбирать простые, которые легко отгадать). Один рисует пальцем на спине другого (например, круг или домик). А второй изображает мимикой, пантомимой, танцами. Победителем оказывается тот, кто похоже изобразил задуманное.
  • «Конспиратор» (для детей 5 – 10 лет).
  Все участники игры встают в круг. Водящему завязывают глаза и водят вокруг него хоровод, пока он не произнесет команду: «Стоп!» Водящий должен наощупь узнать всех игроков. Того, кого узнали, выходит из игры. Побеждает, соответственно, последний оставшийся игрок, которому и достается звание «Конспиратор».

4. Упражнения, которые  учат отстаивать свое мнение.
  Застенчивый ребенок, как правило, стесняется высказать свое мнение и отстоять свою точку зрения. В преодолении этих затруднений помогут следующие упражнения.
  • «Найти больше аргументов» (для детей 7 – 14 лет).
  Взрослый предлагает начало какого-либо утверждения, а ребенок заканчивает его. Например,
«Читать полезно, потому что…»
«Ссориться плохо, потому что…»
Иметь много друзей, это здорово, потому что…»

   Таким образом, использование данных упражнений и игр в работе с застенчивым ребенком будет способствовать преодолению робости, нерешительности, скованности, снижению психоэмоционального напряжения и формированию адекватной самооценки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий