понедельник, 8 сентября 2025 г.

Тревожный ребенок. Что делать?

   Всем людям свойственно иногда испытывать чувство тревожности, и дети – вовсе не исключение. Конечно, частотность и интенсивность этого состояния обуславливается в первую очередь свойствами личности и чертами характера. Однако надо отметить, что цикличная или хроническая тревожность не является нормой, и с этим расстройством можно и нужно работать, чтобы не усугубить ситуацию до конкретных психологических нарушений.
  Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью, впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. 
  Признаки проявления тревожности можно заметить, внимательно приглядевшись к своему ребенку.
  Ваш ребенок тревожный, если:
  • он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
  • у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
  • у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
  • он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
  • у него повышенная утомляемость;
  • он совершает множество неудачных движений и жестов;
  • он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
  • он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;
  • у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
  • он безынициативен, пассивен, робок;
  • он болезненно воспринимает критику от окружающих;
  • он обвиняет себя во многих неудачах;
  • он часто критикует других.
  Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.
  Воспитание тревожного ребенка должно включать в себя три основных направления.
  1. Повышение самооценки ребенка – помогайте вашему ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя.
  2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.
  3. Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, – обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т.д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.
Рекомендации родителям при взаимодействии с тревожными детьми: 
  • Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. 
  • Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получиться», «Ты это умеешь хорошо делать».) 
  • Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше старался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»). 
  • Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. 
  • Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д. 
  • Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. 
  • Не подрывайте авторитет значимых для него людей.
  • Совместно найдите хобби, которое увлечет вашего ребенка. И помогите ему реализовываться в этой сфере.
  • Слушайте и слышите своего ребенка. Доверие – высшая ступень в отношениях родителя и ребенка.
  • Будьте честным и принимайте все особенности своего ребенка, какими бы они ни были.
  • Не ругайте и не повышайте тон на ребенка или в его присутствии. Каждый способен вести конструктивный диалог, и ребенок – не исключение. Помните, что ваш ребенок не должен вас бояться! Это самое главное правило здорового родительства.
  • Если преодолеть повышенную тревожность не получается собственными силами, не пренебрегайте посещением специалиста – обратитесь к школьному педагогу-психологу!
1-6 классы:

7-11 классы:



Комментариев нет:

Отправить комментарий