суббота, 17 февраля 2024 г.

Потеря интереса к учёбе у подростка: что делать и как избежать?

  Едва ли не каждый ребенок сталкивался с проблемами в учебе. Они могут быть как незначительными, так и более серьезными – из-за неудач ребенок может отвлечься от образования и потерять к нему интерес. Как помочь школьнику вернуть желание учиться?
   Важно наблюдать за тем, как подросток учится и как себя чувствует. Хорошие отношения и обсуждение проблем могут предотвратить катастрофическое снижение успеваемости подростка.

Виды и причины исчезновения

  Говоря о школьниках, психологи выделяют два типа мотивации:
  • Внутренняя. Желание действовать исходит из собственных интересов и потребностей. Человек поставил сам себе цель и идет к ней, потому что хочет достичь результата.
  • Внешняя. Субъект учится ради выгоды: например, чтобы получить подарок. После выполнения цели и получения бонуса понадобится новый мотиватор.
Применять внешнюю мотивацию надо крайне осторожно, ведь с каждым разом бонус нужно будет увеличивать, улучшать качество.
  Мотивация — это ключ к достижению успеха в любом деле. Она особенно важна для детей в школьные годы, когда от полученных знаний колоссально зависит будущее ребенка. Профессия, круг общения, доходы и многое-многое другое определяются именно на этапе обучения, и если чадо уже сейчас не показывает заинтересованности ни в одной из школьных дисциплин, то читайте дальше и узнайте как развить у ребенка интерес к учебе и мотивировать на самостоятельное развитие.
  В деле повышения интереса к учебному процессу очень важен контакт и доверительная атмосфера. Создайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры ребенка в свои способности и возможности. А также: 
  • Не давите. Как нельзя заставить быть счастливым, так и нельзя заставить быть мотивированным. Если тяга к знаниям не особо высока, то главное в этой ситуации — сохранять спокойствие. Попробуйте использовать психологический прием — предложите на время поменяться с ребенком обязанностями. Это покажет ему, что те сложности, с которыми он сталкивается в обучении — ерунда, по сравнению с проблемами взрослых. Такой метод подойдет для готовящихся к экзаменам подростков. Он быстро убирает страхи перед экзаменами и подготовка становится максимально эффективной.
  • Применяйте наглядность. Школьники часто не знают, как в будущем может пригодиться то или иное знание и куда их применить. Как следствие, они начинают считать эти знания бесполезными, а значит и стараться не нужно! Опровергните эти умозаключения.
  Возможно для некоторых вещей вам тоже придется крепко подумать, но помните, что бесполезных знаний нет. Есть незнание как ими пользоваться. Использование наглядности способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
  • Применяйте мыслительные задачи. Когда ученик видит, для чего он вместе с родителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.
  • Научите ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Разбейте одну большую задачу на несколько маленьких, чтобы он мог самостоятельно их выполнить. Когда он начнет достигать мастерства в какой-то деятельности у него возрастет уверенность в себе, а уверенность в себе всегда повышает мотивацию.
  • Установление целей. Помогите подростку определить конкретные и достижимые учебные цели. Разбейте их на маленькие шаги, чтобы достижение цели стало более реалистичным и поощряющим.
  • Позитивное подкрепление. Поощряйте и признавайте усилия и достижения подростка. Вознаграждение и поддержка помогут укрепить позитивную мотивацию и убедят подростка в значимости его учебных достижений.
  • Расширение интересов. Поощряйте подростка искать учебные предметы и деятельности, которые заинтересуют его. Разнообразие интересов может помочь вернуть удовольствие от учебного процесса.
  • Поддержка социальной среды. Установление поддерживающей и позитивной социальной обстановки может помочь подростку восстановить мотивацию к учебе. Найдите единомышленников или менторов, которые вдохновят и поддержат подростка в его учебных усилиях.
  • Создание структуры и регулярности. Расписание, строгие сроки и организация помогут подростку развить дисциплину и ответственность. Помогите ему создать хорошие учебные привычки и придерживаться ими.
  • Не осуждайте за неудачу. Неудача – сама по себе наказание. Страх и напряженность лишь снижают мотивацию. Тем не менее, доводить отсутствие осуждения до попустительства тоже не стоит.
  Подходите к процессу мотивации систематично. Помните, каждый из предложенных методов вам придется повторять постоянно, на регулярной основе. Если вы всего один-два раза отметите достижение или предложите мыслительную задачку, то это не сработает. Это будут исключения из правил, а вы должны наоборот, ввести новые правила, которые в результате обязательно дадут положительный результат.
  Когда вам удастся мотивировать чадо на любовь и интерес к новому, к знаниям и достижениям – вы испытаете ни с чем не сравнимое удовольствие и гордость. Не только за ребенка, но и за самого себя, ведь это Вы — его родитель, его успехи — это во многом и Ваша заслуга. Так что вперед, на раздачу мотивационных пинков!
  Для начала попробуйте совместно с ребенком пройти один из предложенных тестов по географии или истории. Они несложные, но интересные!
  Затем, если ваш ребенок уже старшеклассник, усложните задачу и попробуйте предложить пройти тестовые ЦЭ или ЦТ.
   Самый мощный элемент в обучении — это стимул. Дайте его ребенку и он добьётся в жизни всего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий