суббота, 24 февраля 2024 г.

Подростки в сети: методика обнаружения потенциальных угроз

ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК УГРОЗА 
  В настоящее время одной из ключевых современных информационных угроз для общества в сфере медиабезопасности становится вовлечение детей и подростков в деструктивные Интернетсообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и «культуру насилия» (школьный шутинг, кибербуллинг и др.). Необходимость своевременного выявления вовлеченности учащихся в данные сообщества, осуществление комплексной работы с ними (включающей, в том числе и элементы ресоциализации) позволит предугадать и не допустить потенциальные угрозы как по отношению как к самому подростку (реализации суицидальных идей), так и к обществу в целом (акций школьного шутинга, буллинга и др.).
КАК РАСПОЗНАТЬ УГРОЗУ 
  Специалисты «Киберлаборатории по вопросам медиабезопасности» разработали краткий перечень вербальных и визуальных характеристик аккаунтов, вовлеченных в деятельности деструктивных Интернет-сообществ в целях своевременного выявления подростков, находящихся в «группе риска». 
Важно обратить внимание на: 
  1. Количество аккаунтов у подростка. Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» имеют от двух до пяти аккаунтов — многие не под своими настоящими именам. 
  2. Имя аккаунта. Как и в случае с адресом аккаунта вместо реальных данных, подростки используют имена лидеров различные молодежных субкультур и движений, специфическую символику (Тян, Рейх, Лис, Харисс, Клиболд, Суицид, Нож и др., также возможно использование японских иероглифов или арабской вязи).
  3. Адрес аккаунта. Отметим, что адрес аккаунта можно трансформировать в зависимости от собственного мироощущения (то есть поменять цифровое значение на вербальные символы). Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» используют такие наименования в названии своего аккаунта как «смерть», «ангел одиночества/зла/смерти/горя», имена персонажей суицидальных игр, лидеров агрессивных движений и др. 
  4. География. Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» не заполняют данную графу либо указывают Японию (популярнее — Токио), Германию, Канаду.
  5. Группы, в которых состоит подросток. Подросток состоит в группах, пропагандирующих суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе). Группы могут быть закрыты для просмотра с постороннего аккаунта. Пример групп: «умр», «МЕРТВЫЕ», «Киты умирают в лужах бензина», «накрыло», «тише всем», «6996» и др.
  6. Аватар. В случае с аватаром потенциальную опасность представляют: фотоизображение подростка с сигной (альбомным листком с именем); использование депрессивной стилистики; изображение анимэ-персонажей; изображение подростка, стоящего на высоте (крыша, край пропасти); фотографии людей с оружием; размещение изображений лидеров различных молодежных субкультур и движений (Филипп Лиса, Эрика Харисса и др.). 
  7. Хештеги. Подросток использует хештеги к своим одиночным статусам, содержащие элементы кода или шифрования (#разбуди, #F9, #сованикогданеспит, #6996 и др.). 
  8. Сообщества в подписках. Подросток подписан на сообщества, пропагандирующие суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе), например, «Тлей», «сосинож», «просто так», «Депрессия», «мама, я чмо» и др.
  9. Время нахождения в социальной сети. Аккаунт подростка активный (особенно в ночное время). 
  10. Контент, размещенный на самой странице. Страница полностью очищена; размещен контент депрессивного (проблемы отсутствия понимания, любви, селфхарм (порезы на венах) и др.) или агрессивного характера (оружие, призывы к агрессии, видео терактов, казней и др.)
  11. Друзья. Отсутствие друзей или их незначительное количество (до 20) при активном аккаунте. Отсутствие реальных людей в друзьях (в основном фейковые страницы) и др. 
  12. Подписчики. Аккаунты, состоящие в подписках, имеют признаки пропаганды суицидальных или агрессивных настроений.
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОДРОСТКА 
   Несомненно, важно обращать внимание и на трансформацию поведения подростка в реальной жизни: 
  • Стал ли ребенок более скрытным? 
  • Подвергается ли он травли со стороны одноклассников? 
  • Есть ли на его теле физические порезы (руки, бедра)? 
  • Стал ли подросток носить одежду, скрывающую места с потенциальными порезами? 
  • Есть ли на его теле символические рисунки (потенциальные тату-изображения) в виде кита, виселицы, хештегов, цифровых символов (666, 9669 и др.)? 
  • Выражает ли он в своих суждениях мысль о том, что ему надоело жить, он хочет умереть, ему никто не нужен? 
  • Говорит ли он о ненависти к своим учителям и одноклассникам? 
  • Солидаризуется ли он (пусть и в шуточной форме) с активистами насильственных акций (шутинга) в учреждении образования?

Путеводитель для родителя по безопасности ребенка в сети Интернет на сайте netka.by>>

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УГРОЗЫ? 
В случае выявления у подростка косвенных признаков вовлеченности в деструктивные Интернет-сообщества — необходимо срочно обратиться к специалистам! 

«Горячая линия» Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Республики Беларусь

+375(17) 200-97-49


   Теперь у детей и подростков есть возможность анонимно задавать вопросы по теме кибербезопасности и новейшим цифровым технологиям, на которые не могут ответить родители, напрямую экспертам — высококлассным специалистам в области информационной безопасности, юриспруденции, психологии. Связаться с экспертами можно через форму на сайте, по Viber-чату или по почте netkakids@yandex.by.
   Онлайн-площадку netkakids.by для неформального общения детей и экспертов создала команда проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси. Netka.by»

Комментариев нет:

Отправить комментарий