Половое воспитание: как говорить с ребенком на деликатную тему?
В половом воспитании детей, как и в вопросах воспитания в целом, родители должны понимать, что личный пример имеет большое значение.
Материнство и отцовство в подростковом периоде – тема непростая. Тем не менее, врачи советуют обязательно заниматься половым воспитанием подрастающих детей, особенно в современный период раннего взросления поколений. Половое воспитание является одним из компонентов общего воспитания ребенка, осуществляемого не только родителями, но учителями в гимназии и медицинскими работками.
С КАКОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ? ЧТО ОНО ВКЛЮЧАЕТ?
В последнее время широко обсуждается вопрос, в каком возрасте следует начинать и в каком формате вести беседы с ребенком на столь деликатную тему. В этой связи важно не впадать в крайности. Не следует преждевременно провоцировать интерес ребенка до возникновения соответствующих вопросов, однако не стоит отмахиваться от него со словами «ты еще маленький», «подрастешь – узнаешь» тогда, когда ребенок уже начал задавать вопросы на эту тему.
Пол – первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя как человек. В возрасте около 2 лет, часто еще не умея называть себя по имени и не зная своего возраста, ребенок уже знает, «мальчик» он или «девочка». На каждом этапе возрастного развития ребенка половое воспитание имеет определенные задачи. Очевидно, что половое воспитание ребенка дошкольного возраста значительно отличается от младшего школьника или подростка. Содержательно в половом воспитании можно выделить несколько основных блоков: анатомо-физиолого-гигиенический, формирование культуры безопасного полового поведения, ценностно-смысловой блок, к которому относятся вопросы культуры отношений, формирование установок ответственного родительства и т.д.
Обсуждение интимных вопросов с детьми требует понимания и деликатного отношения со стороны взрослых. Важно создать доверительную атмосферу, вести беседу в естественной форме так, чтобы ребенок мог задать интересующие его вопросы. В процессе разговора с ребенком следует избегать как длинных поучительных лекций по половым вопросам, так и предоставления излишне подробных сведений интимного характера. На вопросы детей важно отвечать четко, с учетом возраста ребенка и в пределах возможностей его понимания.
Для младшего школьника очень характерно подражание поведению окружающих его взрослых людей. Таким образом, основа полового воспитания в данном возрасте – это, прежде всего, следование образцам поведения родителей. Имея возможность постоянно наблюдать пример взрослых, ежедневно выполняющих гигиенические процедуры, заботящихся о своем здоровье и здоровье близких людей, дети учатся самостоятельно ухаживать за собой, что станет основой понятия о здоровье и здоровом образе жизни уже во взрослом возрасте.
Психологические особенности младших школьников 7-10 лет.
Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне нравственности, который характеризуется тем, что личность подчиняется законам общественной нравственности, принятым окружающем ее микросообществе, и не корректирует их в соответствии со своими представлениями о добре и зле. У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у них возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы.
Психологические особенности младших подростков 11-12 лет.
11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (непостоянным обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения. Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т.д.).
Психологические особенности старших подростков 13-15 лет.
Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение, заключающееся в построении отношений с противоположным полом. Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость, импульсивность; настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что –либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, деструктивным поведением; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков.
- Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам личной гигиены.
- Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.
- Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.
- Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).
- Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации.
6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.
7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.
8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребенка.
9. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.
10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, не приемлят давление со стороны взрослого.
В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены, соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед, дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При необходимости обращаться за консультацией узких специалистов (гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр).
В старшем школьном возрасте особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:
- добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнеров к вступлению в сексуальную близость);
- уважение личности партнера;
- уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости);
- развитие навыков безопасного поведения в социуме;
- алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти помощь).
Половое воспитание как вклад в будущее
Многие проблемы подростков связаны с тем, что они растут без правильного представления о своей сексуальности, что может приводить к негативным последствиям: нежелательной беременности, инфекциям, зависимостям.
Половое воспитание — это вклад в здоровье и благополучие вашего ребенка. Научите его слушать себя, уважать свои желания и границы, понимать свою ответственность в отношениях.
Дети, с которыми родители говорят на интимные темы, реже сталкиваются с проблемами в этой сфере и с большей вероятностью придут к вам за советом, когда им понадобится поддержка.
Начните с малого, выбирайте простые и доступные слова, и пусть этот диалог станет мостом к доверию между вами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий