Все мы учились в школе и знаем, что к середине учебного года вдруг становится тяжело учиться. Уроки кажутся длинными, учитель говорит быстрее и непонятнее, чем раньше, утром не встать, а к вечеру после девяти ничего не лезет в голову. Каждый день школьной недели тянется долго, и неделя никак не кончается...
Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают.
Врачи и педагоги называют это явление синдромом третьей четверти.
Что же, у детского организма свои хитрости, а у родителей – свои, которые и помогут нам справиться с этим самым синдромом.
Врачи и педагоги называют это явление синдромом третьей четверти.
Что же, у детского организма свои хитрости, а у родителей – свои, которые и помогут нам справиться с этим самым синдромом.
Хитрость первая: учитывать недельные биоритмы. Самая большая усталость наваливается на детей в четверг. В тех школах, где грамотно составляют расписание, в этот день самые легкие уроки. И объяснений нового материала, и контрольных обычно не бывает. Поэтому, если чаду совсем невмоготу учиться, разрешите ему разок-другой пропустить уроки именно в этот день недели.
Хитрость вторая: не перегружать голову. Никто не спорит, что ребенок ходит в школу умственно развиваться. Но если вы видите, что ребенок устал, хоть на время постарайтесь отложить дополнительные занятия иностранными языками, математикой, шахматами и т. д. Не ругайте сына или дочь за плохие отметки, кое-как сделанные уроки. Отдохнет – нагонит.
Хитрость третья: больше спать и двигаться. Физиологи говорят, что школьнику проще справиться с учебными нагрузками, если он много двигается. Посмотрите, остается ли у ребенка время на активный отдых – прогулки, занятия спортом или танцами? Пройти, пробежать, проскакать учащийся средних классов должен около 7 км в день. Гулять в идеале – 3 часа (!) в день. Не получается по будням? Уезжайте за город на выходные. И обратите внимание на то, сколько ваш наследник спит. На восстановление сил ему требуется не меньше 9-10 часов! Поэтому никаких уроков за полночь, разборок “почему снова не убрался в комнате и т. д.” Поберегите и ребенка, и свои нервы. Тем более, что ваши терпение и снисходительность окупится сторицей.
Хитрость четвертая: разработать «антистрессовое» меню. Именно сейчас особенно важно, чтобы ребенок не сидел на одних чипсах, пусть они и нравятся ему до невозможности. Проследите, чтобы за день ваш любимый школьник съедал не меньше 300 г. овощей и фруктов, готовьте для него свежевыжатые соки, поите витаминами. Мясо и рыба тоже нужны – белки стимулируют работу мозга (если не любит рыбу, попробуйте заменить ее морепродуктами – креветками, например). Не забывайте про кефир, сыры, натуральные йогурты, цельнозерновые каши и подовый хлеб. А вот сладкую выпечку ограничьте, не нагружайте печень и поджелудочную, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет.
Хитрость пятая: контролировать артериальное давление. У некоторых детей, чаще у девочек, оно может подняться из-за перегрузок. Норма верхнего показателя для подростка 13-16 лет – 110-136 мм р. ст. При повышенном давлении учебные нагрузки надо срочно снизить и больше гулять. При пониженном – плюс к этим рекомендациям ребенку можно давать по утрам несколько капель настойки лимонника, женьшеня или элеутерококка.
Определить, что ребенок устал, поможет тест. Проэкзаменуйте себя и свое дитя.
Ответ "да" "стоит" 3 балла, "нет" - 0 баллов, если затрудняетесь с ответом - прибавляйте 1
балл.
Итак, ваш школьник:
- делает «глупые» ошибки в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
- подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами;
- не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, для «галочки», хотя раньше этого не наблюдалось;
- более, чем обычно, вял, плаксив или сонлив;
- засыпает в непривычное для него время;
- грубит или обижается больше обычного;
- не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
- во время письма часто меняет почерк;
- сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке;
- ребенок стал прогуливать уроки;
- когда рисует, использует в основном коричневые и черные тона;
- испытывает головные боли во второй половине дня;
- появились темные круги под глазами;
- только справившись с очередной простудой, опять заболевает.
Подводим итоги:
От 14 до 42 баллов - Ваш ребенок устал, имеет смысл обратиться к хорошему психологу,
может быть, даже невропатологу, если чувствуете, что сами не спасаете ситуацию.
От 7 до 14 баллов - наличие нормальных оценок в гимназии вводит Вас в заблуждение, что
все в порядке. Действительно, ребенок пока самостоятельно справляется с нагрузками. Но
не все так хорошо. Есть опасность, что в борьбе за успеваемость Вы потеряли с ним
контакт.
От 0 до 7 баллов - можете быть спокойны, у Вашего ребенка все хорошо, он легко
переживает сложнейший период в году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий